Поиск
Главная/Словарь/ЮРГЕНСОН Петр Иванович
ЮРГЕНСОН Петр Иванович
 ЮРГЕНСОН Пётр Иванович (1836 Ревель, Эстония — 1903, Москва), выдающийся нотоиздатель, основатель и руководитель собственной нотоиздательской фирмы «П. И. Юргенсон».

Пётр Иванович Юргенсон родился 5 июля 1836 году в Ревеле. Его родители были выходцами из посёлка Кяйна на острове Хийумаа. Учился в местном ремесленном училище. В 1850 году отправляется в Петербург к старшему брату Иосифу, который служит старшим приказчиком в музыкальной торговле М. Бернарда. В 1855 году П. И. Юргенсон получает приглашение на место приказчика в музыкальной торговле Ф. Стелловского. Через три года Пётр Иванович переходит в музыкальную торговлю Битнера, а спустя несколько месяцев получает предложение на должность управляющего нотным отделом фирмы братьев Шильбах в Москве. Через два года фирма Шильбах прекращает своё существование и, оставшись без места, Юргенсон решается на открытие своей собственной музыкальной фирмы. 10 августа 1861 года в Москве на углу Большой Дмитровки и Столешникова переулка П. Ю. Юргенсон открывает музыкальный магазин, и эта дата считается днём основания фирмы, во главе которой Юргенсон находился 42 года. Его деятельность проходила при поддержке Н. Г. Рубинштейна — известного дирижёра, основателя Московской консерватории. Именно Н. Рубинштейн вдохновил Петра Ивановича на организацию собственного нотного издательства: он сумел увидеть в П. Юргенсоне человека, который сможет продвинуть это направление, и убедил его начать собственное предприятие. Кроме того, Н. Рубинштейн консультировал П. Юргенсона в выборе сочинений для издания на начальной стадии работы издательства, предоставлял собственные сочинения и выполнял их редактирование.

Охват жанров нотных публикаций фирмы поражает своим разнообразием. Это и сочинения отечественных композиторов от начала XVIII столетия, и полные собрания фортепианных сочинений Ф. Шопена, Р. Шумана, Ф. Мендельсона, все оперы Р. Вагнера (в клавирах).

С момента основания фирмы П. И. Юргенсон стремился внести посильный вклад в дело музыкального просвещения. Он начал выпуск учебной литературы, клавиров и оркестровых партитур, издание которых было коммерчески не выгодно. Добился понижения цен на свою нотную продукцию, что заставило конкурентов предпринять аналогичные меры. Это существенно расширило круг потребителей нотной продукции. В 1903 году в торговом магазине фирмы открылась бесплатная читальня, в которую выписывались самые передовые музыкальные издания того времени. Наладил торговые связи с Европой, организовав свои торговые представительства в Лейпциге, Париже и Лондоне, а также с Америкой, Мексикой, Аргентиной, Австралией и некоторыми другими странами, постоянно выступав с пропагандой русского музыкального искусства.
С 1874 года нотное издательство П. И. Юргенсона начинает издавать духовно-музыкальные сочинения. Настоящим прорывом в этом жанре является публикация в 1879 году «Литургии св. Иоанна Златоуста» П. И. Чайковского. Юргенсон, заручившись только разрешением цензора, проверившего канонический текст, намеренно не стал обращаться за разрешением на публикацию к директору Придворной певческой капеллы, которым в то время был Н. И. Бахметев. Как и предыдущие директора Капеллы, Бахметев обладал единоличным правом разрешать или запрещать издание духовно-музыкальных сочинений. Это значительно затрудняло их публикацию и, как следствие, развитие этого жанра в целом. Узнав о нарушении установленного закона, Бахметев приказал изъять из продажи все экземпляры «Литургии» П. И. Чайковского и направил обращения к обер-прокурору Синода и министру народного просвещения Д. А. Толстому, в которых резко критиковал музыку «Литургии», сообщая, что «она не молитвенно-церковного напева». Это сочинение Чайковского действительно не содержало старинных распевов, как было принято в то время. Тем более знаменателен тот факт, что начавшееся в Сенате судебное разбирательство закончилось в пользу издателя. Юргенсону были возмещены все понесенные убытки, и было вынесено принципиально новое решение о свободном издании всех духовно-музыкальных сочинений русских композиторов. Таким образом, директора Придворной певческой капеллы фактически лишались права цензурирования появлявшихся сочинений. Фирма П. Юргенсона начинает активно публиковать духовно-музыкальные сочинения разных авторов, эпох и стилей. За время своей деятельности в этом направлении (44 года) с 1874 по 1918 годы фирме П. И. Юргенсона удалось опубликовать более 2500 номеров духовно-музыкальных сочинений в партитурах и голосах, всего 167 авторов. Произведения многих из этих авторов сохранились и дошли до наших дней только благодаря издательской деятельности фирмы. В таком объёме духовно-музыкальная литература не издавалась ни до начала работы фирмы Юргенсона, ни после окончания её деятельности, вплоть до середины 1990-х годов.

Через шесть лет после основания нотоиздательской фирмы в 1867 году П. И. Юргенсону удалось открыть собственную нотопечатню, которая постоянно им совершенствовалась. Закупалось новейшее оборудование, для обучения собственных работников приглашались иностранные специалисты, осваивались новые типы печати и к 1911 году нотопечатня разрослась в огромное предприятие с залами гравёров, наборщиков, несколькими печатными, переплётными и брошюровочными цехами, складами для хранения печатных досок и готовой продукции. К 1911 году в печатне работало 96 человек. За период с 1872 по 1908 годы фирма получила 15 наград на международных и российских промышленных и книжных выставках.

После смерти П. И. Юргенсона управление фирмой переходит к его детям: Софье, Григорию и Борису. Во главе предприятия становится старший сын — Борис Петрович Юргенсон. В ноябре 1918 года за месяц до выхода Декрета о национализации нотных магазинов, складов, нотопечатен и нотоиздательств, комитет фирмы при участии Б. П. Юргенсона постановил передать издательство (с нотопечатнями) и торговлю советской власти. В декабре 1918 года на базе издательства при содействии братьев Бориса и Григория Юргенсонов был организован издательский подотдел Музыкального отдела Наркомпроса, который явился предшественником современного издательства «Музыка».

Бычков О. А.
Москва, апрель 2011
 
Статья А. Семенюк о нотоиздательской деятельности П. И. Юргенсона

Доклад О. А. Бычкова об издательстве "П. Юргенсон"

Каталог духовно-музыкальных сочинений, изданных фирмой "П. Юргенсон" в Москве в 1874-1918 гг.