Поиск
Главная/Словарь/ВЕЙГЛАС Николай Андреевич
ВЕЙГЛАС Николай Андреевич

 Вейглас Николай Андреевич, протоиерей (1907, Дундага, Латвия — 1992, Котати, США) — православный священник, издатель церковной литературы и церковной музыки. Николай Вейглас родился 31 марта 1907 года в Дундаге (Латвия) в семье священника Андрея Вейгласа. Кроме Николая в семье было ещё пятеро детей. Мать Николая — Евгения выросла в музыкальной семье, пела в церковном хоре с самых юных лет, а впоследствии и управляла церковными хорами во время богослужений, совершаемых отцом Андреем. Во время Первой мировой войны семью Вейгласов эвакуировали в Саратов. В 10 лет Николай начал прислуживать в алтаре, а через два года он был посвящён в чтецы в Александро-Невском соборе г. Саратова. В 1920-х гг. наступила относительная «оттепель», и семье Вейгласов разрешили вернуться в Латвию. В это время Николай едет в Ригу, чтобы продолжить свое среднее образование. В 1924 году Николай начинает учёбу в Латвийском институте сельского хозяйства. В 1927 году Николай зачисляется в Рижскую духовную семинарию — сразу на второй курс, так как он уже служит псаломщиком. В это время его определяют в храм города Сезиса на должность чтеца и регента. На одной из спевок хора он знакомится со своей будущей женой — Натальей Кальдерс, и в 1931 году они поженились. В 1934 году молодая семья переезжает в г. Ригу, где Николая рукополагают в сан диакона в Рижском Христорождественском кафедральном соборе. Там и определяют место его служения. В 1937 году отца Николая Вейгласа сразу после рукоположения в священники приписали вторым священником в Свято-Троицкий Сергиевский монастырь (Рига), в котором он служил до 1944 года. Отец Николай поступил на богословский факультет Рижского университета, где учился до 1940 года. К этому времени относится начало издательской деятельности о. Николая (музыкальные приложения к латвийскому журналу «Вера и жизнь»). Основной же его работой была организация латвийского православного прихода в кладбищенском храме в честь Нерукотворного образа Господа на реке Двина. В 1940 году советские войска вошли в Ригу. Начались аресты. Издательская деятельность о. Николая могла вызвать неудовольствие властей, но он продолжал печатать, и журналы выходили до июня 1941 года, когда немецкие войска напали на СССР. С началом войны советские войска оставили Ригу, и отец Николай стал секретарём митрополита Сергия (Воскресенского). В его обязанности входила закупка церковной утвари — крестов, облачения — всё это не так просто было достать в военное время, и курирование Псковской духовной миссии из Риги. О. Николай также печатал для Миссии молитвословы и духовно-просветительские брошюры. Впоследствии о. Алексей Ионов записал свои воспоминания об этом удивительном времени, и о. Николай Вейглас издал их уже в США в 1952 году в журнале «По стопам Христа».

Осенью 1944 года немцы решили вывезти Тихвинскую икону в Лиепаю в сопровождении арестованного о. Николая и его семьи. К этому времени у отца Николая и матушки Натальи было уже две дочери. Причиной ареста о. Николая было то, что он отказывался покидать Ригу и Свято-Троицкий монастырь добровольно. Рано утром 28 сентября 1944 года отец Николай со своей семьёй присоединился к группе епископов, вывозимых немцами из Латвии. Вначале их перевезли в Данциг, затем, по железной дороге, — в Чехословакию, в небольшой городок Яблонцы в восточной части страны. В Чехословакии Вейгласы прожили около года, затем они с группой священнослужителей едут в Германию и перевозят с собой Тихвинскую икону. Маршрут следования: чешский город Пилсен (Пльзень) — затем один год в Амберге (Бавария) — затем три года в Херсбруке (Бавария). Из Херсбрука о. Николай часто совершает поездки в Нюрнберг — там он покупает вино для богослужений. В Херсбруке, который стал центром для выходцев из прибалтийских стран, группа владыки Иоанна (Гарклавса) посещает лагеря русских беженцев с Тихвинской иконой и совершает богослужения. Семья Вейгласов растёт: в Амберге на свет появился сын Александр, в Херсбруке — дочь Ольга. Им постоянно приходится переезжать с места на место — судьба всех Ди-Пи: Швайнфурт (Бавария), затем Бремерхафен (Бавария), летом 1949 года Вейгласы отбывают в Нью-Йорк. Семье Вейгласов (к тому времени у них было уже четверо детей) предложили временно поселиться на ферме Толстовского фонда в тридцати милях от Нью-Йорка. Через пару месяцев, в ноябре 1949 года, отец Николай получил место священника на Свято-Вознесенском приходе в Ликенсе (штат Пенсильвания) в юрисдикции Американской митрополии. Здесь на свет появилась ещё одна дочь — Татьяна. В декабре 1951 года Вейгласы переезжают в Беркли (штат Калифорния): туда назначают отца Николая в храм св. Иоанна Крестителя (Православная Церковь Америки). К 1953 году Вейгласам удалось внести первоначальный взнос за жильё. В 1968 году за свою деятельность протоиерей Николай Вейглас был удостоен митры. Издательская деятельность продолжалась до 1979 года. Тираж постепенно снизился до двух тысяч, а вскоре издание вовсе прекратилось.

Протоиерей Николай Вейглас отошёл ко Господу 28 мая 1992 года. По воспоминаниям близких, он был заботливым отцом, добрым и милосердным пастырем. Он никогда никого не отталкивал, «не взирал на лица». Его помнят как немногословного, но активного миссионера. До конца своих дней сохранял связь со всеми своими детьми и внуками, которым всегда повторял: «Доверьтесь промыслу Бога о нас, это главное».

В период с 1952 по 1979 годы отцом Николаем было подготовлено к публикации и опубликовано около 221 издания (согласно наиболее подробному из каталогов, публиковавшихся на четвёртой стороне обложек его изданий). Они печатались как отдельными брошюрами (в серии «Нотная библиотека православного христианина»), так и в качестве нотного приложения к журналу «По стопам Христа». В серию вошли отдельные издания «Песнопения Всенощного бдения», «Песнопения Божественной литургии», «Воскресные песнопения 1-го гласа», «Воскресные песнопения 2-го гласа», «Великий Четверг» (песнопения Утрени и Литургии), «Литургия Преждеосвященных Даров», «Богослужение во дни Святой Пасхи», «Утреня и Литургия Великой Субботы», «Чин погребения Божией Матери на Успение», «Рождественские песнопения», «Молитвы и песнопения из богослужебных книг православной церкви».

В серии было издано более 40 композиторов русского зарубежья, среди которых:

Авраменко Д.

Аничков С.

Бабайлов Н.

Ванюш А., прот.

Вартинский П., прот.

Гарднер И. проф.

Глаголев В.

Гладков Л., прот.

Гривский М., прот.

Игнатьев С.

Ильенко В., прот.

Ильяшенко А.

Калишевич Б.

Колчин И.

Кондратенко-Павчук П.

Константинов М.

Красностовский А.

Лапшинский Г.

Леонтович К.

Леппянен В.

Лерхин М.

Лейхтенбергскиий Н. Н., герц.

Павел А.

Преображенская В.

Распопов П.

Райт В.

Решетарь Д.

Рудиков Ф.

Русин П., свящ.

Сван А. проф.

Семенченко А.

Сокол Я.

Старицкий

Тарас Е., свящ.

Тимчинов Н.

Тольчинский Г.

Троицкий М.

Троицкий С.

Христов Д.

(Чепур) Гавриил, архиеп.

Также в серии публиковались, правда, в значительно меньшей степени, композиторы, сочинения которых составляли репертуар церковных хоров дореволюционной России:

Алеманов Д., [прот.]

Дегтярев С.

Гончаров [П.]

Карпов В.

Львов А.

Турчанинов П., [прот.]

В серии было издано несколько публикаций обиходных песнопений разных распевов и напевов — Знаменного, Киевского, Болгарского, Придворного; молитва «Царице моя Преблагая» Псково-Печерский напева, «Да молчит» (упрощённая аранжировка Киевского распева).

Серия публикаций «Нотная библиотека православного христианина», издававшаяся протоиереем Николаем Вейгласом, сыграла большую роль в сохранении и распространении музыки православных композиторов не только за пределами России, но и в ней самой. Так, например, нотный архив Ивана Алексеевича Гарднера был почти полностью утрачен в годы Второй мировой войны, но благодаря сохранившимся публикациям Вейгласа мы теперь имеем возможность восстановить его значительную часть. Благодаря трудам отца Николая всем, кто интересуется этим направлением православной культуры, теперь доступен целый мир, о существовании которого многие живущие в России даже не подозревали.

Статья о протоиерее Николае Вейгласе »

Каталог издательства прот. Николая Вейгласа »

(В статье использована серия интервью, данных протоиереем Николаем Вейгласом диакону Д. Дибсу в период с ноября 1989 по январь 1990 гг. и опубликованных в монографии «Dibs, John, deacon. Three Orthodox Christian Priests from Latvia. — [CA], 2005».)

Наталья Мизенина, Сан-Франциско, США. Ноябрь, 2012