Поиск
Главная/Словарь/ЛЕОНТОВИЧ Николай Дмитриевич
ЛЕОНТОВИЧ Николай Дмитриевич

 ЛЕОНТОВИЧ Николай Дмитриевич (1877, Подольская губерния, Российская империя — 1921, УССР) — украинский композитор, хоровой дирижёр, общественный деятель, педагог.

Родился в семье сельского священника и начальное музыкальное образование получил у отца. В 1887 году поступил в Немировскую гимназию, а в 1888 году, за неимением средств, отец перевел его в Шаргородское начальное духовное училище, где воспитанники содержались на полном пансионе. В училище он овладел пением по нотам, и мог свободно читать сложные партии в церковных хоровых произведениях.

В 1892 году Леонтович поступил в Подольскую духовную семинарию в Каменце-Подольском, где изучал теорию музыки и хоровое пение, овладел скрипкой, фортепиано, некоторыми духовыми инструментами, начал обрабатывать народные мелодии. К примеру для сборника Богогласник, он использовал в качестве образца обработки украинского композитора Николая Лысенко.

В 1898 году Леонтович заканчил обучение в Подольской духовной семинарии и работал учителем в сельской школе, организовав самодеятельный симфонический оркестр, который исполнял украинские мелодии и пьесы русских и украинских композиторов.  В эти годы композитор выполнил ряд обработок для хора, в частности знаменитый «Щедрик», а также «Піють півні», «Мала мати одну дочку», «Дударик», «Ой, зійшла зоря» и др. В Тульчине он познакомился с композитором Кириллом Стеценко, а в 1916 году, вместе с хором Киевского университета, исполнил свою обработку «Щедрика», принесшую ему большой успех у киевской публики. С установлением Украинской Народной Республики, Леонтович переехал из Тульчина в Киев, где начал активную деятельность как дирижер и композитор. Ряд его произведений вошли в постоянный репертуар некоторых украинских профессиональных и самодеятельных коллективов.

После прихода большевиков Леонтович некоторое время работал в музыкальном комитете при Народном комиссариате просвещения, преподавал в Музыкально-драматическом институте им. Н. Лысенко, вместе с композитором и дирижером Григорием Верёвкой работал в Народной консерватории, на курсах дошкольного воспитания, организовал несколько хоровых кружков.

Во время захвата Киева 31 августа 1919 года диникинскими войсами был вынужден бежать в Тульчин, где основывал первую в Тульчине музыкальную школу. В 1919 — 1920 годах работал над первым большим симфоническим произведением — народно-фантастической оперой «На праздник русалок» по одноименной сказке Бориса Гринченко. Осенью 1920 года в Тульчине состоялись гастроли хоровой капеллы под руководством К. Стеценко и П. Тычины как второго дирижера. Во время концертов капеллы исполнялись произведения Леонтовича. В последние месяцы жизни Леонтович заканчивал оперу «На праздник русалок».

В ночь с 22 на 23 января 1921 года композитор находился у своего отца в селе Марковка Гайсинского уезда, где был убит агентом Гайсинской уездной ЧК Афанасием Грищенко. Текст рапорта, раскрывающий имя агента, был обнародован в 1990-х годах. Похоронен Н.Леонтович в том же селе Марковка.

Основу музыкального наследия Леонтовича составляют хоровые миниатюры — обработки украинских народных песен, которые и поныне являются непревзойденными и исполняются всеми украинскими хорами Украины и диаспоры. Это отмеченные большим талантом композитора жемчужины народного мелоса «Щедрик», «Козака несуть», «Дударик», «Із-за гори сніжок летить», «Женчичок-бренчичок», «Гаю, гаю, зелен розмаю» и многие другие. На основе украинских народных мелодий Леонтович создавал вполне оригинальные самобытные хоровые композиции, всесторонне художественно переосмыслив их, придав им неповторимое звучание. Леонтович был одним из первых среди мастеров украинской музыки, которые по-новому интерпретировали фольклор, используя музыкальные достижения европейской музыкально-хоровой культуры. Вместе с тем почерк Леонтовича выделяется среди других предельной гибкостью и естественностью движения голосов, ювелирной шлифовкой деталей. Наивысшим достижением композитора считаются песни «Щедрик» и «Дударик», в которых Леонтович достиг максимальной ритмической организации. Особенно популярным был и остается «Щедрик», в которой органично сочетаются приемы народного многоголосия с достижениями классической полифонии, и каждый голос играет вполне самостоятельную выразительную роль, воспроизводя тончайшие изменения настроения в песне, подавая каждый художественный образ в предельном завершении.

Из духовных песнопения Леонтовича широко известна Литургия свт. Иоанна Златоуста (Служба Божа); «Молебен благодарственный Господу Богу», в который вошли песнопения: «Царю Небесный», «Бог Господь» и тропарь «Благодарни суще», тропарь «Спаси, Господи, люди Твоя», прокимен «Воспою Господеви благодеявшему мне», «Аллилуия» после Апостола и песнопения перед и по Евангелии, концерт «Тебе Бога хвалим», Многолетия (соль мажор и ля мажор); девять номеров херувимских песней; «Христос воскресе», «Ангел вопияше»; отдельные песнопения Всенощного бдения: «Свете Тихий» (ля минор, 1906 г.), «Свете Тихий (Соль мажор), прокимны «Господь воцарися» и «Помолитеся и воздадите Господеви», «Ныне отпущаеши (до мажор 1908 г.), «Ныне  отпущаеши» (ре минор, для трехголосного мужского хора, 1919 г.), «Хвалите имя Господне» (фа мажор, 1919 г.), «Хвалите имя Господне» (соль мажор 1919 г.).

 

Мария Аитова, Сергиев Посад, май 2017 г.

 

 

 

Сочинения М Леонтовича имеются в сборниках нашего издательства:

№ 110 Ектении: великие, сугубые, заупокойные, просительные и литийные.
№ 170 Достойно есть. О Тебе радуется. : часть 2: Песнопения Божественной литургии.