Поиск
Главная/Словарь/ЛАПАЕВ Геннадий Никифорович
ЛАПАЕВ Геннадий Никифорович
 
ЛАПАЕВ Геннадий Никифорович родился в 1954 году в г. Кимры. В 9 лет он поступил в музыкальную школу в класс народных инструментов, с 12 лет начинает сочинять музыку. В 1973 году он заканчивает народное отделение Тверского (Калининского) музыкального училища, затем – служба в армии, в музвзоде, которая дала возможность научиться игре на альте и трубе. После службы в армии Лапаев работает пианистом в различных музыкальных коллективах. 
В 1976 году Лапаев поступает на исторический факультет Тверского (Калининского) государственного университета, где углубленно изучает историю религии и философии. 

Постепенно православное мировоззрение становится основой жизни музыканта. Он оставляет работу на сцене и учебу в университете. С 1979 года жизнь Лапаева неразрывно связана с Церковью. Свое служение он начинает в качестве певчего кафедрального собора г. Твери (Калинина), а уже через несколько месяцев по благословению архиерея его назначают регентом хора в собор «Белая Троица». Утренние и вечерние богослужения каждый день, без выходных и практически без отпусков, составили основу профессиональной деятельности церковного регента. Творческие навыки, сформированные в предыдущие годы, пригодились теперь на новом поприще. За 30 лет своего служения в качестве руководителя церковного хора Лапаев приобрел драгоценный опыт работы с певцами и стал превосходным знатоком церковного устава и обихода. Параллельно с этим он составлял и редактировал для издания сборники духовных песнопений, а затем и сам стал сочинять музыку для церковных богослужений. 

«Процесс творчества остановить невозможно, – говорит Геннадий Никифорович. – Новая музыка рождается, а тексты остаются каноничными. И здесь непозволительно вносить что-то новое без специального на то благословения на самом высоком уровне. Думаю, это правильно. Церковь должна быть консервативной». По мнению Лапаева, собственный стиль имеют только великие, такие как С. Рахманинов, П. Чесноков. Однако нельзя не отметить, что его сочинения, обработки и переложения отличаются предельной ясностью формы и содержания, сочетанием строгости и насыщенности гармонического языка. Всем его произведениям присуще удобное и естественное голосоведение, что делает доступным их исполнение в церковной практике. 

В течение последних 15-ти лет было издано более двадцати сборников церковных песнопений под редакцией Г. Н. Лапаева. Среди них – четыре авторских: «Несложные песнопения Литургии», «Всенощное бдение», «Богородичны догматики воскресные» (на «Господи воззвах» 8-ми гласов), «Две славянские литургии». В августе 2010 года в рамках проекта «Елико отстоят востоцы от запад» Лапаев принял участие в создании диска с песнопениями современных православных композиторов Америки и России. Запись диска проводилась в США при финансовой поддержке Университета Северного Кентукки. 

Песнопения Г. Н. Лапаева всегда удобны для исполнения; кроме того, их можно петь не только в четырехголосном, но и в трехголосном варианте, небольшим хоровым составом. Учитывая недостаток голосов в теноровой партии, повседневный состав церковного хора – это, как правило, два женских голоса и один мужской, басовый. Геннадий Никифорович постоянно заботится о том, чтобы голосоведение было естественным и практичным. Возможно, именно поэтому его сборники духовных песнопений популярны среди церковных хоров по всей России.

Геннадий Никифорович Лапаев является составителем и редактором сборников песнопений «Покаяния отверзи ми двери», «Обиход церковного пения» (в трех частях), «Задостойники древних напевов», «Тропари и кондаки двунадесятых праздников» (для детского хора) и многих других.

В предисловии к одному из своих сборников Г. Н. Лапаев пишет: «Это сочинение – попытка привнести в церковный репертуар песнопения с малоиспользуемыми ладами народной музыки Среднего Востока: миксолидийским и дорийским. Соединительным и смягчающим экзотичность этих ладов является натуральный минор, традиционный для России. […] Мне кажется, не стоит слишком бояться разного рода “инородных элементов”. Русская православная культура настолько мощна, что с легкостью “переварит” любое проникновение извне. Как и русский язык, ничего не потерявший, но, напротив, обогатившийся от привнесения в него в течение столетий тысяч иноземных слов. […] И очень хорошо, что Православная Церковь настолько богата, что настоятель или регент почти не ограничен в выборе репертуара – от архетипов знаменного пения до современного партеса». 

Будучи опытным регентом, Лапаев большое внимание уделяет манере исполнения церковных песнопений, справедливо полагая, что предстоящих в церкви по-настоящему впечатляет не виртуозность, а благоговейное и проникновенное звучание хора, при котором не только ум осознает текст, но и глубоко чувствует сердце. На вопрос, счастлив ли он, Геннадий Никифорович Лапаев отвечает не задумываясь: «Да, абсолютно счастлив. И прежде всего тем, что оказался в Церкви и пригодился ей». 

К своему 50-летнему юбилею Г. Н. Лапаев был награжден орденом cв. равноапостольного князя Владимира III степени. А в 2009 году в связи с 55-летием и 30-летием регентского служения он был награжден орденом Андрея Рублева III степени.

В настоящее время Лапаев управляет хором Вознесенского кафедрального собора г. Твери.

О. А. Бычков
Москва, октябрь, 2010

 

Сборники, составленные Г. Н. Лапаевым, и издания, содержащие его сочинения, опубликованные в нашем издательстве:

№ 4 Глас 1. Песнопения воскресной службы 
№ 5 Глас 2. Песнопения воскресной службы
№ 6 Глас 3. Песнопения воскресной службы
№ 17 Песнопения Божественной литургии: для смешанного хора. Ред. Лапаев Г. Н.
№ 18 Песнопения Божественной литургии: для смешанного хора. Ред. Лапаев Г. Н.
№ 19 Песнопения Всенощного бдения: для смешанного хора. Ред. Лапаев Г. Н. 
№ 39 Покаяния отверзи ми двери. На реках Вавилонских. Сост. и ред. Г. Лапаев
№ 41 Обиход церковного пения: часть 1: Всенощное бдение: для смешанного хора. Под общей редакцией Г. Н. Лапаева
№ 42 Обиход церковного пения: часть 3: Великопостные песнопения: для смешанного хора. Под общей редакцией Г. Н. Лапаева 
№ 47 Задостойники древних напевов в гармонизации регента Г. Н. Лапаева 
№ 67 Обиход церковного пения: часть II: Божественная литургия. Для смешанного хора. Под общей редакцией Г. Н. Лапаева
№ 72 Г. Лапаев. Несложные песнопения Божественной литургии
№ 75 Песнопения Божественной литургии древних распевов для мужского хора 
№ 78 Несложные песнопения Всенощного бдения. Для смешанного хора. Под общей редакцией регента Г. Н. Лапаева
№ 94 Рождество Христово. Песнопения Двунадесятых праздников. Выпуск 4
№ 101 Простые песнопения Божественной Литургии. Для смешанного хора. Под общей редакцией регента Г. Н. Лапаева
№ 110 Ектении. Великие, сугубые, заупокойные, просительные и литийные 
№ 115 Современный нотный обиход Спасо-Преображенского Соловецкого ставропигиального мужского монастыря
№ 122 Архиерейское богослужение: избранные песнопения: под редакцией регента Г. Н. Лапаева
№ 130 Лапаев Г. Н. Всенощное бдение для смешанного хора без сопровождения
№ 132 Богоявление Господне. Песнопения Двунадесятых праздников, вып. 5
№ 134 Песнопения великой вечерни. Богослужебный репертуар четырехголосного мужского хора, вып. 1 
№ 137 Cретение Господне. Песнопения Двунадесятых праздников; вып. 6
№ 138 Песнопения утрени. Богослужебный репертуар четырехголосного мужского хора, вып. 2 
№ 151 Лапаев Г. Н. Богородичны догматики воскресные на “Господи, воззвах” восьми гласов
№ 152 Песнопения вечерни: для трехголосного женского хора
№ 154 Благовещение Пресвятыя Богородицы. Песнопения Двунадесятых праздников; вып. 7
№ 162 Хвалите имя Господне: в 2-х ч. Ч. I. (Песнопения Всенощного бдения) 
№ 163 Хвалите имя Господне: в 2-х ч. Ч. II. (Песнопения Всенощного бдения)
№ 165 Лапаев Г. Н. Две славянские литургии
№ 166 Прокимны седмичных служб Постной Триоди
№ 175 Лапаев Г. Н. Рождественская Литургия