Поиск
Главная/Словарь/КОМАРОВ Виктор Степанович
КОМАРОВ Виктор Степанович
 КОМАРОВ Виктор Степанович (17 октября 1893, Москва — 27 декабря 1974, Москва) — регнт, церковный композитор. Родился Виктор Степанович в благочестивой московской семье. Церковное пение он полюбил с детства и с шести лет пел в хоре. Виктор обладал звуч­ным альтом и уже тогда исполнял соло в сочинении «Ве­рую» А. Т. Гречанинова. С золотой медалью В. Комаров окончил Коммерческое училище, что на Зацепе (ныне — РЭУ имени Г. Плеханова). Законоучителем этого учили­ща и клириком храма при нём был протоиерей Василий Виноградов. Он был и духовником Виктора Комарова. После Коммерческого учи­лища Виктор Степанович учился на медицин­ском факультете Московского университета и затем имел врачебную практику в Москве (по профессии он был врачом-гомеопатом и нередко помогал певчим своих хоров и духовенству).

Регентскую деятельность Виктор Степанович начал в 1912 году в храме в честь иконы Божией Матери «Взыскание погибших», находив­шемся при Коммерческом училище. Здесь он сначала прислуживал в алтаре, пел в хоре и затем стал его регентом[1].

В 1915 году Виктор Степанович дал духов­ный концерт в пользу раненых госпиталя при храме во имя Преподобного Сергия Радонеж­ского на Рогожской заставе. Регентом в этом храме некоторое время был церковный ком­позитор К. Н. Шведов, преподававший в Си­нодальном училище чтение хоровых партиту­р (впоследствии — профессор Мос­ковской консерватории). Здесь же потом до­велось управлять хором и Виктору Степа­новичу. К. Н. Шведов был одним из первых его наставников. Виктор Степанович вспоми­нал, что тот хор, помимо высоких певческих качеств, отличала строгая дисциплина. Свои­ми учителями Виктор Степанович также считал выдающихся регентов и духовных композиторов, П. Г. Чеснокова и Н. М. Да­нилина.

В последующие годы В. С. Комаров не раз высту­пал с духовными концертами, в том числе с участием архидиакона Константина Василье­вича Розова, известных певцов В. Р. Петрова, братьев А. С. и Г. С. Пироговых, Е. К. Ка­тульской и других.

Виктор Степанович Комаров управлял хорами во многих московских храмах. Но более всех ему был памятен храм в честь Сорока му­чеников Севастийских, что на Ново­спасской площади,где часто служил Святейший Патриарх Тихон. Вместе с ним в бого­служениях участвовали епископ (с 1923 года — архиепископ) Иларион (Троицкий) (1886—1929) – замечательный проповедник, причисленный на Соборе 2000 года к лику святых новомучеников и исповедников Российских, и архидиакон Константин Васильевич Розов (1874—1923). Виктор Степанович с любовью вспоминал об архидиаконе Константине Розове, на­зывая его светлым человеком с доброй душой. Архиепископ Иларион нередко совершал бо­гослужения в храмах во имя святителя Гри­гория Неокесарийского, что на Полянке, и в честь святых праведных богоотец Иоакима и Анны на Якиманке. Диаконский собор там возглавлял протодиакон Ми­хаил Кузьмич Холмогоров (1870—1951). За этими службами почти всегда пел хор под управле­нием Виктора Степановича.

Тогда же, в 1920—30-х годах, В. С. Комаров познакомился с протодиаконом (позже архи­диаконом) Владимиром Дмитриевичем Прокимновым-Владимировым (1890—1973), с которым ему довелось в течение многих лет участвовать в богослужениях в патриар­шем соборе, создавая особую красоту богослужения в духе тре­бований церковного устава.

Из храма Сорока мучеников Виктор Степа­нович перешёл в церковь во имя Святой Тро­ицы, что на Покровке (храм Троицы на Грязех). Там до него церковным хором управлял П. Г. Чес­ноков. В этом храме служил московский про­тодиакон Николай Михайлович Остроумов. Затем последовали храмы Воскресения Словущего (Успенский), что в Вешняках, во имя Преподобного Сергия в Шереметьевке, в честь Преображения Господня в Богородском и, наконец, Богоявленский собор.

Первую Божественную литургию в соборе хор Виктора Степановича пел 3 сентября  1943 года, когда там впервые по возвращении из Ульяновска служил Патриарший Местоблю­ститель Блаженнейший Митрополит Сергий. До этого дня в соборе пел хор слепых, перешед­ший впоследствии в храм Воскресения Христова в Сокольниках. 8 сентября 1943 года прошел Поместный Собор, из­бравший Митрополита Сергия Патриархом Московским и всея Руси, а 12 сентября состоялась па­триаршая интронизация. За Литургией в тот исторический день пел хор под управле­нием Виктора Степановича Комарова. Ф. М. Эзопов, прихожанин патриаршего со­бора, писал в редакцию Журнала Московской патриархии: «Регента хора пат­риаршего собора Виктора Степановича Ко­марова я знаю с 1919 года, когда он со своим хором начал петь в храме во имя пре­подобного Василия Исповедника в Москве, где настоятелем был отец Адриан Ключарёв. Хор Комарова привлекал в наш храм много верующих даже из других приходов. Лично мне особенно памятен день моего бракосочетания в 1922 году. Я был счастлив вдвой­не, потому что хором тогда управлял В. С. Комаров. Богоявленский собор я по­сещал часто, а когда туда пришёл с хором Виктор Степанович, я, конечно, был очень рад вновь молиться за богослужением, слу­шая вдохновенное пение его хора, поднима­ющее на духовную высоту и возгревающее молитвенное состояние души».

Патриарх Сергий, сам музыкально одарён­ный, высоко ценил дарование регента Виктора Степановича. Весьма большой похвалой для Виктора Степановича были слова Святейшего, избегавшего в оценках превосходных степе­ней: «Хор у него хороший». Святейший Пат­риарх Сергий любил и понимал церковное пение, находя духовную радость в исполне­нии на фисгармонии классических произведе­ний и переложений композиторов А. А. Архан­гельского, Д. С. Бортнянского, А. Д. Касталь­ского, В. А. Фатеева и монастырских напевов. Для Святейшего Патриарха Сергия в бого­служебной практике не существовало мелочей. Виктор Степанович вспоминал, как однажды Святейший Патриарх после Литургии, за которой был исполнен пер­вый антифон (из 102-го псалма) на музыку П. Г. Чеснокова, подозвал его и спросил: «Почему ты поёшь “яко орля юность твоя”? Ведь нужно “яко орля юность твоя”!» «Это ж написал Чесноков», — пробовал возразить Виктор Степанович. «Так ты же регент, ты поправь»..

20 сентября 1943 года в новом здании Мо­сковской Патриархии в Чистом переулке Святейший Патриарх Сергий совершил освяще­ние Крестового храма, посвятив его Владимирской иконе Божией Матери. Во время богослужения пел также хор В. С. Комаро­ва. В дальнейшем его хор не раз украшал благоговейным пением служ­бы в Крестовом храме в Патриархии. По благословению Святейшего Патриарха Алек­сия I Виктор Степанович подготовил и провёл ду­ховные концерты в Москве в 1945, 1948 и 1957 годах, пение хора под его управлением запечатлено в нескольких церковных кинолентах (например, «Поместный Собор РПЦ в 1945 году» – 1945, студия ЦСДФ, «Празднование 500-летия автокефалии РПЦ в 1948 году – 1948, студия ЦСДФ, «Высокое служение» – 1958, студия ЦСДФ; о Патриархе Алексии I).  Не ограничиваясь только управлением хора за богослужением, Виктор Степанович пере­давал свой богатый опыт и знания молодым регентам. С 1968 года вместе с регентом Н. С. Даниловым (1895—1971) в течение ря­да лет он вёл занятия регентского кружка в Московской духовной академии.

Отзывы о пении хора В. С. Комарова не­изменно благожелательны. Вот что рассказывал церковный композитор и ре­гент хора Ризоположенского храма в Москве А. А. Третьяков, постоянно сочинявший церковные песнопения по заказу В. С. Комарова: «Данный от Бога талант глубокого понима­ния музыки открыл Виктору Степановичу всё богатство мыслей и чувств, вложенных в цер­ковные песнопения их боговдохновенными твор­цами. Чистая радость передачи этого духов­ного богатства молящимся стала целью и смыслом его жизни. С тех пор не было ни одной церковной службы, когда бы он, управ­ляя хором, от первого «аминь» до последнего звука отпуста не горел божественным вдохно­вением, не допуская ни одной равнодушно пропетой фразы… В его трак­товке песнопений не было ничего надуманного, фор­мального, никакого оригинальничания, ника­ких эффектов ради эффектов, никаких нюан­сов ради нюансов, всё исполнение всегда было под­чинено только одному — глубокому пониманию песнопения, будь это древний напев или сочи­нение великого или же малоизвестного композитора».

Виктор Степанович великолепно чувствовал и исполнял традиционные напевы и превосходно интерпретировал сложные многоголосные сочинения крупнейших церковных композиторов. Он также является автором ряда церковно-музыкальных сочинений: «Душе моя», «Разбойника благоразумнаго», Малое славословие, «Верую», Припевы на акафисте Страстям Христовым, «Вскую мя, отринул еси» и др. Эти песнопения, по мнению старейшего певчего пат­риаршего хора Е. Н. Лебедева, «умиляют сво­ей молитвенностью и в то же время торжест­венностью. В своих сочинениях Виктор Сте­панович стремится к неуклонному согласова­нию музыки с текстом. Он умеет соединить простоту с изяществом, чем и объясняется то впечатление, которое производят его сочине­ния. В них сочетаются строгость духовных распевов с лёгкостью гармонизаций и какой-то особой доходчивостью до сердец молящихся».

Подлинная церковность Виктора Степанови­ча соединялась с самоотверженностью в под­готовке и исполнении священных песнопений, глубокой увлечённостью, бережным отношени­ем к каждому слову, к каждой букве церков­ного текста. Не случайно Святейший Патри­арх Алексий I подчёркивал именно эту черту: высокий церковно-певческий настрой в испол­нительской манере Виктора Степановича. Патриарх Алексий I нередко жаловал Викто­ра Степановича личным вниманием, преподно­ся ему в различных торжественных случаях подарки. Чаще всего это бывали партитуры церковных песнопений с надписью «Дорогому оберрегенту» или «Нашему вдохновеннейшему Виктору Степановичу». Он дважды удо­стоивал Виктора Степановича награждения Па­триаршей грамотой, а в 1962 году, в день пя­тидесятилетия регентской деятельности В. Комарова, наградил его орденом свя­того князя Владимира.Позднее, в 1973 году в 80-летний юбилей регента, Святейший Патриарх Пимен также отметил его усердные труды во славу Церкви Божией патриаршей грамотой.

Скончался Виктор Степанович на 82-м году жизни, после непродолжительной болезни. Чувствуя приближение кончины, Виктор Сте­панович достойно, по-христиански готовился к ней: он неоднократно исповедовался и при­чащался Святых Христовых Таин, за день до кончины над ним было совершено Таин­ство Елеосвящения, во время которого он молился с глубокой верой и особым подъё­мом духа.

Отпева­ние почившего совершил Святейший Патриарх Пимен в Богоявленском Патриаршем Соборе в сослужении соборного причта и дру­гих клириков. Знаменательным было исполнение по окон­чании отпевания солистом и патриаршим хо­ром любимого песнопения Виктора Степано­вича — «Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко» церковного композитора М. П. Строкина. Протопресвитер Виталий Боровой в надгробном слове отметил: «В лице Виктора Степановича ушёл один из наиболее известных творческих деятелей на этом чудесном поприще церковной молит­вы — церковного пения. Он не только ревно­стно служил Церкви Божией — он одновре­менно исповедовал Христа, его послушание церковное было великим свидетельством о Христе и Церкви.

Пережившему революцию и две войны, Виктору Степановичу пришлось нести своё послушание в сложное для нашей страны и Церкви время, когда все, кто трудился в церкви Христовой, находились под пристальным вниманием властей, когда в общественной жизни всей страны не было места для таких людей. Несмотря на это, своей жизнью Виктор Степанович показал многим при­мер редкого сочетания воли, энергии, доб­росовестного отношения к возложенному на него делу, организаторских способностей, чув­ства высокой христианской ответственности.

 

О. Бычков,
 
главный редактор издательства «Живоносный Источник»
 
М. Рахманова, доктор искусствоведения
 
Москва, февраль 2012

 

 

Использованные материалы:

Сергеев Е. Пятидесятилетие регентского служения // Журнал Московской Патриархии. — 1962. — № 12. — С. 13—14.

Воробьев Николай, протоиерей. Регенту патриаршего хора Виктору Степановичу Комарову — 80 лет // Журнал Московской Патриархии. — 1974. — № 9. — С. 21—23.

Воробьев Николай, протоиерей: Некролог. // Журнал Московской Патриархии. — 1975. — № 3. — С. 27.

Мистюкова Е., Мезенцев А. Пасхальный канон: неизвестные страницы // Московские епархиальные ведомости. — 2006. — № 3—4. — С. 121—122.

М.А. Ковская, Н.В. Журавлев. «Пойте Богу разумно…» Виктор Степанович Комаров в воспоминаниях современников // Труды Московской регентско-певческой сеинарии. 2000-2001. М., 2002. С. 237–252.

Компакт-диск «Верую». Патриарший хор под управлнением В. С. Комарова. Концерт для учащихся Московских Духовных школ 25 декабря 1961 года. Издание Саратовской епархии, 2007.

Компакт-диск «Патриарший хор под управлением В. С. Комарова». Великие регенты XX века. Издание Московского Подворья Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 2003.



[1] Интересно, что в этом храме, как заметил однажды Виктор Степанович, тексты тропаря и величания иконе Божией Матери «Взыскание погибших» отличались от обычно исполняемых в других храмах. Тропарь — «Взыщи нас погибающих, Пресвятая Дево, не по грехом бо нашим наказуеши нас, но по человеколюбию милуеши. Избави нас от ада, болезни и нужды и спаси нас»; величание — «Величаем Тя, Пресвятая Дево, и чтем образ Твой святый, имже взыскуеши погибающих и нам даруеши благодать и исцеление».