Поиск
Главная/Словарь/КОМАРОВ Василий Фёдорович
КОМАРОВ Василий Фёдорович

 КОМАРОВ Василий Фёдорович (1838, Серпухов — 1901, Москва) — регент, церковный композитор, преподаватель математики. Родился в семье протоиерея Мироносицкой церкви в Серпухове. Окончил Донское духовное училище, затем Московскую семинарию и Московскую духовную академию, откуда вышел в 1862 году со степенью кандидата богословия. Некоторое время Василий Фёдорович читал курс математики и физики в Симбирской семинарии, а с 1864 года — те же предметы в Казанской семинарии, причём одновременно учился на кур­сах математических и естественных наук в местном университете (то есть, возможно, был однокурсником С. В. Смоленского, закончившего юридиче­ский факультет Казанского университета в 1872 году). С 1869 года и до кон­ца своих дней Комаров являлся преподавателем математики в Московской духовной семинарии.

Любовь к церковному пению Василий Фёдорович пронёс через всю жизнь: он пел на клиросе в детстве, в академии регентовал студенческим хором. В 1875 году вышла в свет первая его работа — «Практическая школа хо­рового пения» (второе, пересмотренное, издание — в 1895). Кроме пения Василий Фёдорович увлекался философией и новыми методами преподавания математики.

В начале 1880-х Комаров стал одним из членов-учредителей московского Общества любителей церковного пения (ОЛЦП) и сразу же одним из самых ак­тивных его сотрудников. Прежде всего, Комаров принял участие в записи песнопений обычного напева Московской епархии с голоса опытных певцов (вошёл в состав комиссии, которая проверяла вместе со знающими москов­скими псаломщиками запись, сделанную в 1881 году Ю. Н. Мельгуновым); затем, в середине 1880-х, изложил заново литургийные московские напе­вы. Впоследствии именно запись Комарова легла в основу издания этой, четвёртой, части Круга, выпущенной ОЛЦП в 1915 году (он же готовил до­полненное второе издание первой части — Всенощной). Вместе с В. Н. Кашперовым и Ю. Н. Мельгуновым Комаров записывал с голоса сакеллария Успенско­го собора П. И. Виноградова напев собора (одноголосный, исполняемый не хором, а членами причта), также изданный ОЛЦП (переиздано в издательстве «Живоносный Источник» в 2003 году: «Одноголосный обиход Большого Успенского собора Московского Кремля»).

Васи­лий Фёдорович занимался конкурсами по гармонизации церковных мело­дий, которые проводило Общество, и, по-видимому, именно его перу при­надлежит вступление к единственному опубликованному выпуску «Опытов переложений древних церковных напевов» (М., 1885). Несколько об­работок Комарова напечатано в «Опытах», и они, безусловно, выделяются среди остальных: если другие авторы остаются в пределах «строгого стиля», Комаров, по сути, уже мыслит в категориях Нового направ­ления. Можно вполне согласиться с характеристикой его устремлений, дан­ной председателем ОЛЦП П. Д. Самариным: «Главное, к чему стремился В. Ф. Комаров, заключа­лось в том, чтобы гармония переложений была согласна с гармонией рус­ских народных напевов и чтобы сопровождающим голосам давалось движе­ние в духе церковных и народных мелодий».

Публикациями в «Опытах» и несколькими отдельными изданиями твор­ческое наследие Комарова не исчерпывается: Василий Фёдорович, по указа­нию Самарина, сделал множество обработок для мужского любительского хора ОЛЦП, который в 1880—1890-х годах постоянно выступал в певческих собраниях Общества вместе с профессиональными хорами (к сожалению, не все из этих работ сохранились).

Кроме этого, Комаров, вместе с Н. М. Соколовым, руководил певческой школой ОЛЦП в те периоды, когда Общество изыскивало средства для её содержания: в 1886—1889 и 1891—1894 годах. Василий Фёдорович принял участие в разработке положений о школе и занимался в ней младшим отде­лением, то есть учениками, не имевшими музыкальной подготовки, стремясь создать из них настоящий «народный церковный хор». В школе, конечно, изучалась нотная грамота, но песнопения усваивались прежде всего со слуха и немедленно «вводились в контекст»: все выученные произведения младшее отделение пело в воскресные и праздничные дни за Литургией в церкви свв. Космы и Дамиана в Шубине.

«Московские церковные ведомости» (1890, № 43) писали: «Любители, по преимуществу из низшего сословия, являлись в храм от 26, иногда и до 40 человек. По окончании Литургии они каждый раз соби­рались в недалеко находящемся Высокопетровском монастыре, где у них происходили от одного до двух часов упражнения в изучении различных простых древних церковных напевов под руководством знатока, их люби­мого учителя. Спевки производились и в другие дни недели. <...> Певцы нередко пели задостойники, различные тропари, стихиры и догматики вместо причастного стиха — или на гласы, или по нотным обиходам изда­ния этого же Общества. Примечательно здесь то, что самые певцы в боль­шинстве люди простого звания и разнообразных лет, некоторым быть мо­жет даже и под пятьдесят-шестьдесят».

После ликвидации школы ОЛЦП в 1896—1898 Комаров со своими учениками из церковно-приходских школ пел службы в Спасо-Песковской церкви.

В 1898 году (в это время ОЛЦП находилось в глубоком упадке и деятельности не проявляло) Комаров стал по приглашению А. А. Ширинского-Шихматова членом Наблюдательного совета при Синодальном учи­лище (за эту деятельность он в мае 1901 года был удостоен высочайшего по­дарка — перстня с изумрудами и бриллиантами). По воспоминаниям Смо­ленского, Василий Фёдорович в тогдашнем Совете, исполнявшем (или дол­женствовавшем исполнять) цензурные функции, отвечал за «педагогические сочинения» (из текста Смоленского мы узнаём и юмористическое прозвище Комарова — «Же дур», в подражание неграмотным певчим и регентам, именно так произносившим латинское название соль мажора).

Дальнейшая композиторская деятельность Комарова в основном была связана с гармонизациями распевов. Так, в 1898 году вышли в свет его «Неизменяемые песнопения Литургии» (воскресные тропари, прокимны и стихиры восьми гласов), в 1896 — «Молебен пред ученьем» и «Молебен благодарственный после ученья» для детского хора; затем «Воскресные пес­нопения из Октоиха», «Великое славословие», ирмосы на Воздвижение, по­добны на Преображение[1]. Всё это исполнялось Комаровым с разными любительскими хорами. Он также был лектором на всероссийских курсах для учителей церковно-приходских школ — в резуль­тате появился его труд «Пение в начальной русской школе». В течение трёх лет вёл летние курсы для учителей Богородского земства, руководил также хором учеников московских церковно-приходских школ. Как указано в некрологе, именно с этим хором комаровские песнопения Литургии триж­ды — 11 мая 1899, 1900 и 1901 годов — исполнялись в Храме Христа Спасителя.

Произведения Комарова входили также в репертуар Синодального хора. Например, Смоленский в воспоминаниях хорошо отзывается о стихирах на Воздвижение Знаменного распева на два голоса, исполненных под управ­лением В. С. Орлова в концерте 3 ноября 1902 года. Гармонизации Комаро­ва звучали и на клиросе. Наиболее часто в концертах Синодального хора Комаров исполнялся в период с 1897 по 1902 годы: представлены стихиры на Преображение и на Воздвижение, Великое славословие (на напев, «записан­ный с голоса сельского дьячка»), «Хвалите имя Господне» обиходное, «Благослови, душе моя, Господа», фрагменты из Литургии.

Большое значение имела деятельность Василия Фёдоровича и в Московской духовной семинарии, хотя он преподавал там не пение, а, как уже говорилось, математику. Так, в дневнике столь взыскательного ценителя и знатока всех церковных искусств, каким являлся епископ (впоследствии митрополит) Арсений (Стадницкий), читаем в записях от осени 1897 года:

«Вся обстановка семинарской церкви мне очень понравилась; поют очень хорошо; можно наслаждаться общим пением. Выходит нечто грандиозное, величественное, трогательное. Если бы везде так пела масса семинаристов, то была бы впоследствии великая польза для народа. <…>

С большим удовольствием и без устали простоял я всенощную, продолжавшуюся до половины десятого. Я опять наслаждался величественным общим пением более восьмисот семинаристов… <…> На другой день была архиерейская служба… По окончании Литургии и молебна был акт… На акте произвело очень хорошее впечатление пение всею семинариею предначинательного псалма, обиходное, но в очень оригинальной и строго выдержанной в церковном духе композиции преподавателя семинарии В. Ф. Комарова, который сам же и управлял» (Митрополит Арсений (Стадницкий). Дневник. Т. 1. М., 2006. С. 300, 302).

В. Ф. Комаров является также автором нескольких литературных трудов. В их числе — статья «Две публичные лекции о древнем церковном пении», освещающая лекции Ю. К. Арнольда в Московской духовной семи­нарии («Православное обозрение», 1873, январь и март), рецензия на концерт Синодального хора памяти А. Ф. Львова (1895; включена во второй том серии «Русская духовная музыка в документах и материалах»), работа «Пение в начальной русской школе. Методические ука­зания», выпущенная издательством Троице-Сергиевой лавры в 1898 году и обобщившая многолетний исследовательский и регентский опыт автора, и, наконец, развёрнутый очерк «Средства к улучшению церковного пения», вышедший в свет как приложение к жур­налу «Церковные ведомости» за 1890 год и одновременно отдельным оттис­ком (перепечатан с комментариями в III томе «Русской духовной музыки…»). В некрологе упоминается также работа «Опыт руководства к церковному чтению», над которой Комаров трудился в последний год своей жизни, но её судьба неизвестна. Наибольший интерес представляют собой, несомненно, «Средства к улучшению церковного пения».

В этом очерке затрагивается множество тем — от медиевистики до злободневной современности. Работа Комарова поразительна чуткостью, с которой автор об­наруживает «слабые места» разных теорий, и глубиной знания предмета. Не новая, восхо­дящая ко временам М. Глинки и В. Одоевского, идея родства народной песни и церковного пения получает здесь самобытное и аргументированное раскры­тие. Ранее А. Кастальского он пытается уловить закономерности «народно-русской музыкальной системы» и с вос­хищением говорит не о «техническом устройстве» и историческом значении монодии, а о её художественных закономерностях. В отличие от большинст­ва авторов более поздней эпохи, которые много внимания уделяют «композиторскому» духовному творчеству и вопросам «церковного стиля», Комаров иначе подходит к этой теме: в его концепции идеальный церков­ный стиль уже существует — это народное духовное пение, если понимать под ним пение не только крестьян, но и знатоков из духовенства, старообрядчества, единоверчества, вообще русских людей, являющихся прирож­дёнными носителями традиции.

Василий Фёдорович Комаров скоропостижно скончался 3 ноября 1901 года, на 63-м году жизни. Первую панихиду на его квартире отслужил преосвященный Трифон (Туркестанов) при пении Синодального хора, на следующих па­нихидах пели семинаристы и члены ОЛЦП. На отпевании в семинарской церкви служил митрополит Московский Владимир (Богоявленский) и снова пел Синодаль­ный хор. Ректор семинарии архимандрит Анастасий (Грибановский) (впоследствии — митрополит Русской Православной Церкви Зарубежом) в своей речи подчерк­нул, что Василий Фёдорович был особенно любим сотрудниками и студен­тами как человек исключительно цельный, увлечённый своим делом, с дет­ски чистым сердцем и ясным умом. В речи памяти Комарова, произнесён­ной А. А. Ширинским-Шихматовым на заседании Наблюдательного совета, говорилось, что «почивший был страстно предан делу церковного пения и посвящал ему все досуги, которые оставались от исполнения им служебных обязанностей; он обыкновенно первый откликался на всякое начинание, клонившееся к улучшению любимого им дела; он был ревностным участни­ком в обществах и кружках, которые ставили себе задачей попечение об улучшении церковного пения и прочего».

М. П. Рахманова, доктор искусствоведения

Москва, декобрь, 2011

 


[1] В речи памяти Комарова, прочитанной А. А. Ширинским-Шихматовым на заседании Наблюдательного совета Синодального училища, приводится такой перечень работ кроме вышеупомянутых: «Господи, спаси благочестивыя» и «Трисвятое» на Литургии древнего на­пева; вариант Херувимской Е. С. Азеева для смешанного хора; стихира 6-го гласа Знаменного распева «Днесь происходит Крест Господень», переложение для 2-х голосов; «Благослови, душе моя, Господа»; задостойник на Преображение для смешанного хора; тропарь на Крещение обычного распева для смешанного хора; Многолетие; «О Тебе радуется»; «Кресту Твоему»; «О преславнаго чудесе»; «Тебе Бога хвалим».