Поиск
Главная/Каталог изданий /Каталог изданий /СПИСОК ВСЕХ ИЗДАНИЙ/№ 220 Протоиерей Василий ЗИНОВЬЕВ. Практическое руководство для начинающего учителя-регента
№ 220 Протоиерей Василий ЗИНОВЬЕВ. Практическое руководство для начинающего учителя-регента
Цена: 400 руб.

№ 220. Протоиерей Василий ЗИНОВЬЕВ. Практическое руководство для начинающего учителя-регента

Авт. вступ. ст. : Л.А. Зуммер, М.П. Рахманова ; сост., примеч., подбор фото и др. док. Л.А. Зуммер. – Москва : Фонд развития православной музыкальной культуры "Живоносный Источник", 2019. – 160 с. : ил. Твердый переплет.

Настоящее издание основано на прижизненной публикации известного ярославского священнослужителя, регента, композитора и педагога – протоиерея Василия Николаевича ЗИНОВЬЕВА (1874—1925).

В этой работе автор делится с читателями своим многолетним регентским и педагогическим опытом. В книге Зиновьев затрагивает такие важные для начинающих регентов и преподавателей вопросы как организация хора и подбор голосов, обучение нотной грамоте, пение по нотам и чистота интонирования, подбор репертуара и разучивание песнопений. Дает краткий обзор истории церковного пения.

Материал, изложенный в Руководстве, разделен на отдельные уроки, что упрощает работу с книгой. В конце некоторых уроков автор предлагает закрепляющие материал упражнения. Пособие содержит многочисленные нотные примеры, иллюстрирующие и поясняющие излагаемый материал.

В приложении к сборнику помещен неопубликованный при жизни Зиновьева труд «Постановка хора (воспитание хора)», авторская рукопись которого была недавно обнаружена в рукописном собрании БАН в Санкт-Петербурге.

Издание предваряет предисловие, написанное известным исследователем жизни и деятельности Зиновьева, музыкальным историком ярославского края, регентом и педагогом – Л.А. Зуммер и доктором искусствоведения М.П. Рахмановой.

Руководство предназначено для регентов детских, народных и профессиональных хоров, преподавателей церковного пения воскресных школ, гимназий и других учебных заведений, учащихся дирижерско-хоровых факультетов и всех тех, кого интересуют проблемы хорового исполнительства.

 

СОДЕРЖАНИЕ

Священник Василий Николаевич Зиновьев (1874–1925)
Л..А.Зуммер, М.П. Рахманова

ПРЕДИСЛОВИЕ

 

РАЗДЕЛ ПЕРВЫЙ Начальная методика

О времени обучения пению в школе

О способах обучения пению

Предварительная беседа с учениками о пении

Уроки пения

Первый урок

Общие замечания для учителя

Второй урок

Третий урок

Четвертый урок  Переход к изучению первых звуков гаммы,
звуки до, ре

Пятый урок Запись звуков по высоте и первое пение с учениками
«по нотам» звуков «до» – «ре»

Шестой урок Пение молитв в 2 звука: «Подай, Господи»,
«Тебе, Господи», «И со духом Твоим»

Седьмой урок Третья нота «ми» и песнопения в три звука

Восьмой урок Четвертая нота «фа» и песнопения в четыре звука

Девятый урок Упражнения в пении звуков чрез ноту

Замечания о дальнейшем ходе занятий

Переход к церковному «обиходу»

 

РАЗДЕЛ ВТОРОЙ Элементарная теория пения

  1. О звуке вообще
  2. О долготе звука
  3. О высоте звука
  4. Об интервалах
  5. a) Оназвании интервалов
  6. b) Обизменении интервалов
  7. c) Обращение интервалов
  8. d) Ознаках изменения
  9. e) Интервалы увеличенные и уменьшенные
  10. f) О приложении энгармонизма к пению
  11. О гамме

а) О ступенях гаммы

  1. b) О составе гаммы
  2. c) О количестве гамм
  3. d) Построение мажорной гаммы
  4. e) Мажорные гаммы с диезами
  5. f) Мажорные гаммы с бемолями

Заключение о мажорных гаммах

  1. g) Построение минорной гаммы
  2. h) О родстве гамм
  3. О мелодии и ее транспозиции

а) Об определении строя мелодии

  1. b) Об обиходных мелодиях церковных песнопений
  2. c) О транспозиции мелодии

Начальные сведения из «учения о гармонии

Двухголосная гармония

Трезвучие

Обращения трезвучий

Четырехголосный аккорд и его мелодические положения

О расположении голосов

О сочетании трезвучий

Правила для сочетания связных трезвучий

Сочетание трезвучий, не имеющих внешней связи

Септаккорд


О главных последованиях наиболее употребительных аккордов
в церковном пении

О каденциях

Случайные гармонические формы

Задержание

Предъем

Проходящие и вспомогательные ноты

Педаль

 

РАЗДЕЛ ТРЕТИЙ Практические советы начинающему регенту

I О выборе голосов для хора

II О развитии голосов

III Начало двухголосного пения и порядок спевок 
с дискантами и альтами

Каноны

IV Упражнения для развития подвижности голосов

V О «простом» одноголосном пении по обиходу

VI Разучивание Литургии в два голоса

VII О привлечении в хор взрослых и обучении их

VIII Первая спевка

IX Вторая спевка

X О выборе песнопений для хорового исполнения

XI О разучивании нотных песнопений

XII Правила исполнения

XIII О значении регента

 

РАЗДЕЛ ЧЕТВЕРТЫЙ Исторические сведения о церковном пении

Часть I. Пение церкви Вселенской

ЧАСТЬ II. Церковное пение в России

а) Краткая история мелодического пения

b) Краткая история гармонического партесного пения на Руси

I

II

III Влияние итальянцев

IV Д. С. БОРТНЯНСКИЙ

V ПРОТОИЕРЕЙ ПЕТР ТУРЧАНИНОВ

VI А. Ф. ЛЬВОВ

VII Начало нового направления

 

ПРИЛОЖЕНИЕ Постановка хора (воспитание хора)

Часть теоретическая

Понятие о хоре

Музыкальная грамотность певцов как основа хора

Чистота аккорда как основа хора

Враги чистоты аккорда

Одинаковая тембровая окраска звуков партий

Личность регента-руководителя и дисциплина хора

Заказать звонок

×